Запускаем комплексную программу подготовки инструкторского состава Военно-спортивной лиги ДОСААФ России

 Окт 18, 2017 - События

ПОЕХАЛИ! 18 октября Московский педагогический университет совместно с Военно-спортивной лигой ДОСААФ запустил первую в России комплексную программу подготовки инструкторского состава для обучения граждан основам обороны и безопасности.

Программу торжественно открыл заместитель проректора по безопасности Александр Викторович Кравченко.
— Данная программа призвана устранить проблему кадрового вакуума в крупных социальных проектах и организациях: «Безопасная столица», Юнармия, Школа Безопасности, Росмолодёжь, казачьи общества, кадетское образование, допризывная подготовка и др.
— Сегодня мы открыли двери для всех желающих стать слушателями данной программы и партнёров готовых к сотрудничеству, направленному на совершенствование качества образовательных программ, связанных с проблематикой обороноспособности, безопасности и защиты национальных интересов России.

Мероприятие проходило в виде открытой лекции с подробной презентацией всей программы, рассчитанной на 5 месяцев обучения и обсуждением главной темы первого занятия — меняющихся потребностей России в области обороны и безопасности.
Слушатели впервые ознакомились с развёрнутой информацией о происходящих в мире процессах, влияющих на глобальную безопасность. Особый интерес вызвала информация о разворачивающейся на планете 3-ей производственной революции, высокой скорости обновления знаний и переходе на новые «технологические рельсы» (робототехника, нейро- и био- технологии, искусственный интеллект, 3-Д печать, большие данные и т.д,), которые в связи с принципиальной доступностью могут оказаться в руках террористических и криминальных структур в целях дестабилизации обстановки. Такая ситуация рождает абсолютно новый спектр угроз для личности, общества и государства. Она требует разработки новых комплексов методик противодействия, коренного пересмотра и существенного дополнения инструментария, связанного с обеспечения внутренней безопасности и обороноспособности.

— С 2015 года мы занимаемся изучением, обобщением и концептуализацией знаний и современного опыта противодействия чрезвычайным ситуациям мирного и военного времени. На данный момент повышение уровня мобилизационной готовности населения — это не столько проблема МЧС, Министерства Обороны и других силовых ведомств, а в первую очередь — отечественной педагогики, так как требуется создание технологий обучения универсальным мета–навыкам с последующей их трансляцией на массовые аудитории. На данный момент в России нет эффективных программ подготовки населения в области обороны и безопасности с точки зрения будущих угроз. «Ключевой проблемой в данном аспекте является отсутствие современных методик обучения и отсутствие квалифицированного инструкторского состава»-, заявил Сергей Некрутов руководитель Военно-спортивной лиги ДОСААФ, являющейся разработчиком программы.

ДОССААФ ещё со времён ОСОАВИАХИМа, всегда занимало в этом сегменте доминирующие позиции и лишь в последние 20 лет эти позиции были утеряны в связи с общей деградацией оборонной-спортивной культуры в России. Но ситуация меняется. От государства пошёл чёткий запрос на популяризацию оборонно-массовой деятельности. Возникновение крупных проектов в области патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности, таких как Юнармия, Школа безопасности, возникновение казачьих обществ, кадетские классы, обострили проблемы кадрового вакуума и выдвинули на первый план актуальность обеспечения квалифицированными педагогическими кадрами процессов военно-патриотического воспитания, допризывной подготовки и повышения уровня мобилизационной готовности населения к ЧС мирного и военного времени, с учётом будущих угроз.

В мероприятии приняли участие: эксперты в области безопасности, руководители «Академии первой помощи, депутаты Мосгордумы, координаторы проекта «Безопасная столица», представители движения Юнармия, ДОСААФ России, и других военно-патриотических и социально-экономического проектов. Так же присутствовали преподаватели основных модулей программы сказавшие своё слово.

Катулин Артём Николаевич, руководитель Академии первой помощи и ведущий модуля «Основы тактической медицины», кандидат медицинских наук высказал своё мнение в следующем ключе: — Современные методики, использующиеся специальными подразделениями в борьбе с ЧС мирного и военного времени, нуждаются в адаптации. Без этого невозможен трансфер передового опыта в оборонно-массовую деятельность. Школьный курс ОБЖ полностью не раскрывает многие аспекты и нацелен больше на получение теоретических знаний. Но в экстремальной ситуации, работают только навыки. Так вот, конфигурация данной программы позволяет в первую очередь получить практические навыки, а также овладеть эффективными технологиями преподавания их широким слоям населения.

О своём модуле: — Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодёжной среде, кратко рассказала Скрипник Людмила Юрьевна, методист высшей квалификации, эксперт по программам дополнительного образования.
— Методика антиэкстремистской профилактической работы с молодежью — это широкий спектр комплексного воздействия. Задача инструктора — в первую очередь формирование осознанного отношения воспитанника, подростка к своей деятельности. Ведь распространение экстремистских идей коснулось и образовательной сферы. Школы и Вузы — это места где учащиеся в первую очередь обмениваются мнениями и делятся трендами. Скорость распространения любой информации просто космическая! Необходимо управлять мотивацией детей и подростков, направляя её в конструктивное русло. Занятия военно-прикладной и спасательной подготовкой – не только инициируют возникновение правильной мотивации, но и делают его собраннее, развивают память, избавляют от «туннельного » мышления, учат просчитывать свои шаги и предвидеть шаги тех, кто рядом и кто, напротив. Ведь в свете последних событий нельзя обойти вниманием и антитеррористическую подготовку и ни в коем случае не в плане противодействия уже свершающемуся событию — это оставьте профессионалам. Например, каждый может оказаться в ситуации экстренной эвакуации в самое неподходящее время и в неудобном месте — в торговом центре субботним вечером, в аквапарке. Как уцелеть в обезумевшей толпе? Легко говорить — не поддавайтесь панике. А что конкретно нужно делать? Каждый педагог обязан это знать и что самое важное уметь научить правильным навыкам своих подопечных!

Данная программа профессиональной переподготовки была разработана на основе «военно-спортивных технологий», которые стали результатом двухлетних научных исследований, инициированных «Лигой». Программа призвана обеспечить общую теоретическую и практическую подготовку лиц, реализующих учебно-воспитательные и тренировочные процессы различных групп населения (Юнармейцы, казачья молодежь, кадеты, воспитанники военно-патриотических клубов, социально-активная молодежь, сотрудники силовых структур, допризывники и др.) в рамках, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Программа состоит из 12 модулей продолжительностью 432 часа. По окончанию слушатели получают диплом государственного образца по направлению «Педагогическое образование».

Координатор проекта «Безопасная столица» по ЦАО, Григорий Яловенко высказался прямо: — Я считаю, что эта программа не просто созрела, а крайне необходима в реалиях сегодняшнего дня. Она позволит закрыть провал кадрового состава, который мы получили за последние 20 лет. Нашему проекту необходимы квалифицированные кадры, способные грамотно ретранслировать вопросы патриотического воспитания, любви к Родине, информации о том, как реагировать в чрезвычайных ситуациях, защитить себя, свою семью и быть полезным для общества гражданином. Уверен, этот уникальный продукт несомненно займет свою нишу! Хочу отметить, что эта программа заинтересовала огромное количество людей по всей стране. Основная проблема здесь в том, что пока она реализовывается только на территории Москвы, а люди хотят обучаться и в регионах. В связи с этим предлагаю следующие решение: необходимо организовать обучение руководителей исполкомов Партии в каждом конкретном городе, а они, в свою очередь, смогут преподавать на местах. Этим шагом мы сможем закрыть потребности всех заинтересованных в этой программе, в формате всей страны.

Разработчики программы ставят передней следующие задачи: создать единое методическое поле для последующей разработки нового комплекса программ в области ОБЖ, НВП, ЗОЖ; Подготовить педагогические кадры , способные эффективно обучать широкие слои населения начальным знаниям в области обороны и безопасности; Расширить аудиторию и увеличить спрос на программы дополнительного образования по оборонно-спортивной, военно-прикладной и спасательной подготовке; Обеспечить процессы увеличения мобилизационной готовности населения к ЧС мирного и военного времени, допризывной подготовки и военно-профессиональной ориентации молодёжи.